06.02.2014

Кто защитит людей от затоплений

Если говорить об обслуживании объектов, то неверно рассматривать этот процесс только, так сказать, с внутренней точки зрения. Вроде бы, если внутри здания все чисто, все коммуникации работают как положено, мусор вывозится вовремя и т.д., то на этом все и заканчивается. Но ведь здание не в воздухе парит, а стоит на грунте. А с грунтом могут происходить всевозможные неоднозначные вещи. Или вот, к примеру, сам грунт под зданием в порядке, а где-то выше в горах из-за ливневых дождей прорвало дамбу.

Такие мысли пришли мне, после прочтения статьи «Власти требуют от жителей Крымска вернуть «лишние» деньги», в которой говорится: «Прокуратура проверит, должны ли жители города Крымск, пострадавшие во время наводнения, вернуть государству часть денег, выделенных им на капитальный ремонт жилых домов, сообщил в воскресенье РИА Новости представитель прокуратуры Краснодарского края». Вот вам, пожалуйста: власти проморгали наводнение (причинившее столько горя), со скрипом все-таки провели работы по восстановлению Крымска (говорят, что работы по углублению и укреплению русла реки проведены качественно), выделили деньги на капитальный ремонт домов. А теперь вдруг требуют остаток денег назад. Разве это справедливо? Ведь по-хорошему, никто так не виноват в произошедшем, как государство. Когда-то комплекс работ по укреплению берегов или защиты территории от затопления также входили в довольно широкий термин коммунальное хозяйство. Один из недавних постов в моем журнале был посвящен краткого экскурсу в ЖКХ советского периода. Продолжу рассмотрение этого вопроса, только с другой стороны, на конкретном примере. В результате наглядно можно будет увидеть, как некогда мощная система защиты городов от водной стихии переживает не самые лучшие времена и как это происходило.

Напомню: в 1922 году в структуре НКВД было создано Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ). В августе 1930 года на базе бывшего Картоиздательства и акционерного общества «Проектгражданстрой» было организованно акционерное общество «Гипрогор», получившее подчинение ГУКХ НКВД. Через год «Гипрогор» был передан в систему Наркомхоза и реорганизован в Государственный институт по проектированию гражданского строительства, планировки и съемки городов. Пережив еще некоторое количество реорганизаций и сменив несколько названий, в 1951 году он стал государственным проектно-изыскательским институтом «Гипрокоммунстрой» при министерстве жилищно-коммунального хозяйства РСФCР. Вот только некоторые задачи, которые решал этот институт на тот момент:

  • защита берегов от воздействия рек, водохранилищ, защита территории от затопления и подтопления, берегоукрепительные, защитные, регуляционные и оградительные сооружения;
  • противооползневые мероприятия;
  • инженерная подготовка территорий, осложненных оврагами, карьерами, искусственными выемками;
  • укрепление слабых грунтов на площадках будущего строительства; и т.д.

Проводились работы, которые были направлены на предотвращение катастроф, подобных произошедшей в Крымске. В период наибольшего расцвета институт «Гипрокоммунстрой» в Москве имел собственное 6-этажное здание, в котором работало более 600 сотрудников. Да по всей стране были разбросаны филиалы, в которых в общей сложности работало до миллиона человек. Это была масштабная, хорошо отлаженная система. «Гипрокоммунстрой» был более универсальным НИИ, чем всем известный НИИ «Гипропроект», занимавшийся преимущественно транспортными водоканалами и гидроэлектростанциями. В активе «Гипрокоммунистроя» куда больше объектов самого разнообразного назначения. Например, здание широкоформатного кинотеатра «Аврора» в Краснодаре в 1967 году было построено по проекту сочинского филиала «Гипрокоммунстроя».

На счету института множество сложных и интересных проектов, например сооружение Фрунзенской набережной в Москве, укрепление берега реки Томи, ликвидация последствий крупного оползня на шинном заводе города Кирова. А более всего «Гипрокоммунстрой» оказался связан с Волгой и Нижним Новгородом. Еще в 1958 году «Гипрокоммунстрой» начал работать в тогда еще городе Горьком. Начали с берегоукрепления рек Оки и Волги (по 20 км в обе стороны), прокладывали коллектора, насосные станции, расчистки Мещерского озера. В заречной части Нижнего Новгорода много мелких рек, каналов, соответственно, при строительстве новых микрорайонов надо было закреплять берега, уводить в коллектора, делать дренажи, чистить русла рек. Институт имел свою уникальную группу топографов и геологов. За десятилетия работы был накоплен огромный архив сведений о геологическом строении территорий почти по всей стране, т.е. та информация, которая необходима для любого строительства. Сейчас такие работы просто не выполняются, потому что они очень дороги и далеко не каждая фирма готова, например, перед началом проекта бурить скважину 70 метров и проводить подробное исследование грунта. Поэтому очень часто из архива института заказывают готовые исследования, либо ограничиваются взятием пробы с поверхности грунта. Хотя, даже это зачастую никому не нужно. Как иначе объяснить, что нередки случаи строительства домов на берегах рек на насыпном неуплотненном грунте. Продают ведь «красивый вид из окна на реку», а потом грунт начинает двигаться, оседать. Это разгильдяйство, граничащее с преступлением!

В 1990 году Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР было преобразовано в Росжилкоммунсоюз. Многие институты были переведены на хозрасчет, в том числе и «Гипрокоммунстрой», начались сокращения. В итоге ушли многие уникальные топографы и геологи. В 1992 году последовал указ Президента РФ № 721 от 01.07.92 г. о приватизации государственных предприятий, после чего государственный институт «Гипрокоммунстрой» оказался преобразован в акционерное общество открытого типа (АООТ), а в 2003 стал ОАО. Как следствие, институт перестал получать госзаказы, соответственно, их становилось все меньше, работать оставались только самые преданные делу сотрудники.

В этом месте кто-нибудь может поинтересоваться, откуда мне так хорошо известна история этого института. А дело вот в чем. Не знаю как сложилась бы в дальнейшем судьба «Гипрокоммунстроя», если бы в 2008 году этот уникальный институт не был приобретен компанией МАТОРИН. Наверное это была не самая частая в наше время взаимовыгодная сделка. «Гипрокоммунстрой» получил второе дыхание в виде частного капитала и нового офиса. Компания МАТОРИН усилила свою структуру проектно-изыскательскими наработками института. Не забудем и про уникальный архив геологических и топографических материалов института (который, правда, уцелел не весь из-за случившей однажды аварии, а только после 1978 года). Все это дает возможность не только повышать уровень обслуживания в жилищной сфере, но и говорить о перспективах появления таких проектов, в которых будут сочетаться современные инженерные, архитектурные решения и практический опыт управления. Это позволит создавать новые объекты более высокого качества. При этом «Гипрокоммунстрой», используя все преимущества быть составной частью крупного современного холдинга в сфере жилищного хозяйства, остается достаточно независимой проектной организацией.

На счету современного «Гипрокоммунстроя» следующие проекты:

  • Укрепление откосов у стен Нижегородского Кремля

  • Дом правительства в нижегородском Кремле
  • Восстановление уникальной Чкаловской лестницы в Нижнем Новгороде

  • Склоны Богоявленского монастыря в Нижнем Новгороде
  • Для Газпрома была осуществлена защита газопроводов на оползневых склонах (Чувашия, Мордовия, Удмуртия)
  • По федеральному заказу был выполнен проект выемки правобережного мостового подхода в Ульяновске

  • Укрепление берегов и благоустройство набережной в Саранске


Было:

Стало:

  • Укрепление берега от размыва Волжский склон в коридоре газопровода Ямбург-Елец II и Прогресс

  • Наконец сейчас «Гипрокоммунстрой» участвует в работах по подготовке в Нижнем Новгороде уникального трамплина для Олимпиады в Сочи.

    Все это говорит о том, что за годы катаклизмов институт сохранил традиции. До сих пор в институте работают специалисты, пришедшие еще в конце 50-х и являющиеся экспертами в своей области. И тем более обидно, что потенциал таких людей и такого института не удается задействовать в полном объеме. Государство просто обязано привлекать организации, подобные институту «Гипрокоммунтсрой» для того, чтобы осуществить масштабные работы по проверке берегов рек, водоемов и прочих участков, представляющих потенциальную опасность для населения.А обладающий уникальным опытом в этой области институт «Гипрокоммунстрой» не загружен полностью работами по своему профилю. Частный бизнес (в лице компании МАТОРИН) делает все возможное, чтобы сохранить этот уникальный институт. Но мне кажется, что это как раз тот случай, когда в первую очередь государство должно заботиться о том, чтобы был сохранен опыт совсем недавнего нашего прошлого. Тем более что по данным МЧС только за 3 квартал 2012 года на территории Российской Федерации произошло 21 опасных гидрологических явления, в которых пострадали 15 тыс. человек. Есть о чем задуматься.

    Источник: http://verwalter.livejournal.com/93806.html?thread=1050222


  • Название: Кто защитит людей от затоплений

    Возврат к списку

    Яндекс.Метрика
    Присоеденяйтесь!

    Facebook

    Livejournal