Вот уже несколько месяцев при Владикавказской и Аланской епархии работают курсы иконописи. Ведёт их выпускница иконописной школы при Московской духовной академии, член Союза художников РФ Оллана Айларова.
Дипломная работа — лик мученика
Оллана из семьи художников: Таймураз и Татьяна Айларовы — известные в республике живописцы. Таймураз — народный художник Северной Осетии, реалист. Иконописью восхищается, но сам не занимается. Татьяна — заслуженный художник республики, много лет преподаёт. Среди её учеников известные современные художники — Аслан Хетагуров, Диана Бигаева, Армен Гаспарянц и др. Своим необычным именем Оллана обязана героине оперы выдающегося осетинского композитора Ильи Габараева, а своей любовью к церковной живописи — книгам по изобразительному искусству, которые девочка могла рассматривать часами, и отсутствию телевизора в доме.
«Я восхищалась всем, скульптурой, архитектурой, живописью, но иконопись привлекала особо. Она казалась мне таинственной и загадочной», — говорит Оллана.
Петербург покрыла глазурью. Мастерица из Осетии создаёт шедевры на пряникахДевушка стала первой на факультете искусств Северо-Осетинского государственного университета, кто защитил диплом работой по иконописи — житийной иконой святого мученика Николая Двала. Сейчас, после окончания иконописной школы при Московской духовной академии, куда она поступила с первого раза после окончания СОГУ, несмотря на большой конкурс, эта икона кажется ей наивной. Ещё бы, в творческом багаже Олланы уже более 20 икон, которые размещаются в храмах Северной Осетии, России и за рубежом, хранятся в частных коллекциях. Одна из них — Свято-Крестовская икона Божией Матери в кафедральном соборе Святого Георгия во Владикавказе. Чеканный оклад из серебра для неё изготовил ювелир Игорь Алёхин. Это единственная иконография Божией Матери северокавказского происхождения.
Мечта о создании школы иконописи на родине у Олланы родилась ещё в Москве. Когда вернулась в Осетию, было несколько попыток это сделать, были и желающие, но всё как-то не складывалось. Встретившись с епископом Владикавказским и Аланским Герасимом, который недавно прибыл в Северную Осетию, чтобы возглавить епархию, Оллана сразу нашла понимание, и пятого января этого года, когда вся страна ещё отмечала Новый год, школа начала работать. Пока в ней семь учеников, но желающих учиться куда больше. Это люди самых разных возрастов и профессий, но их объединяет одно — желание заниматься иконописью. У кого-то есть начальное художественное образование, у кого-то нет, кто-то планирует поступать на факультет иконописи, кто-то рисует для души. Педагог не скрывает своего восхищения от усердия учеников, отсюда и результат.
Многие храмы на Ставрополье расписаны Татьяной.
Лики святых. Ставропольская художница расписывает храмы и рисует иконы
Подробнее
Зина Сугарова оканчивает фармацевтический факультет университета, но планирует связать свою дальнейшую жизнь с иконописью.
«Мне это очень нравится, я дома пыталась рисовать иконы, хотя у меня за плечами только незаконченная художественная школа, — говорит девушка. — Как только узнала, что открываются курсы, сразу решила — пойду. Хочу попробовать поступить на факультет иконописи в Москве».
С молитвой и для молитвы
Школа работает по программе московских коллег, но в ускоренном режиме — год за два. Начинают с молитвы, чтобы смирить душевные страсти и спокойно приступить к «творению». Сначала учатся копировать древние иконы, причём с самых простых её элементов: домиков, деревьев и т.д. Потом идёт фигура, проработка складок, других деталей. Самое сложное — это изображение лика, к нему приступают в последнюю очередь.
Спит на полу, пишет картины. Работник галереи на КМВ изолировался на службеИзучают не только техники, чтобы всё соответствовало канонам, но и богословие, историю Церкви, церковного искусства, ведь икона — это богословие в красках. Её пишут с молитвой и для молитвы. Краски только натуральные: их растирают на стекле специальным приспособлением курантом и добавляют для сцепки яичный желток, уксус или белое вино. Рисуют на досках, холст недолговечен. Как правило, иконы не подписывают.
«Полагаю, что иконописные курсы, которые мы открыли при духовно-просветительском центре, очень важны и для Владикавказской епархии, и для Осетии — Алании в целом, — говорит владыка Герасим. — Пока у нас есть только начальные классы, и ученики только-только осваивают азы иконописи, но, безусловно, мы ставим перед собой такую серьёзную задачу, как развитие национального церковного искусства. Конечно, у нас уже есть свои иконописцы, но мне кажется, что во многом потенциал церковного искусства в Осетии ещё не раскрыт. Хотелось бы, чтобы наша осетинская иконописная школа нашла своё особенное место в рамках православного мирового церковного искусства».